Автомобили с пропеллером

Эта статья познакомит вас с редчайшими и давно забытыми средствами сухопутного колесного транспорта — аэромобилями. Они не имели механического привода на колеса и передвигались только под действием реактивной силы тяги, создававшейся мощным потоком воздуха от воздушного винта-пропеллера. Являясь прямыми родственниками аэропланов, эти машины, гонимые упругими пото­ками воздуха, могли мчаться с головокружительной скоростью. Казалось, дай им крылья, и они, превратившись в летательные аппараты, взмоют высоко в небо. Но нет! Их призванием осталась лишь твердь ровных дорог.

Автомобили с пропеллером

Конструктивно аэромобили являлись сочетанием автомобиля и самолета, но, как и все универсальные средства передвижения, не могли сравниться ни с тем, ни с другим: их свойства шли в ущерб друг другу. Что же касается автомобилей, то «воздушные машины» были намного легче и проще, дешевле в производстве и эффективнее в эксплуатации. На них не было сложных и тяжелых агрегатов, применялись легкие шасси, кузова и простенькие моторы воздушного охлаждения, приводившие воздушный винт.


119-Аэромобили_html_m4e8e50fd
Легендарный аэромобиль конструкции француза Марселя Лейя
Легендарный аэромобиль конструкции француза Марселя Лейя

Первые «сухопутные аэропланы»

Рождение аэромобилей состоялось в начале ХХ века, когда аэропланы едва отрывались от земли, а первые безлошадные экипажи легко давали обогнать себя пешеходам. Считается, что их истоки ведут к работам американского инженера Эдварда Пеннингтона, который в 1896 году представил легкий мотоцикл с пропеллером. А через 10 лет инженер и гонщик Алессандро Анзани установил его на свой велосипед с моторчиком.

Аэромобиль для патрулирования пустынных районов Марокко. 1909 год
Аэромобиль для патрулирования пустынных районов Марокко. 1909 год

Один из первых аэромобилей в мае 1911-го построил англичанин Брэдшоу, служивший в компании All-British Engine Company, аббревиатура которой АВС стала названием машины. Она имела простейшее шасси с деревянными обтекателями, на котором сзади стоял испытуемый авиамотор V8 с двухлопастным пропеллером и радиатором, весивший более тонны. При испытаниях на треке она достигала скорости более 100 км/ч.

Автомобили с пропеллером

В 1912 году авиатор граф де Лессеп на базе обычной легковушки продемонстрировал в Париже аэромобиль Auto-Aero, у которого за задним сиденьем был смонтирован воздушный винт с приводом от мотора шасси. На нем граф совершил пробег в 400 километров, но потом следы этой машины затерялись.

Автомобили с пропеллером

Легендарные творения Марселя Лейя

В самом удачном 1921 году Лейя предлагал две улучшенные модели. В деревянном несущем кузове популярной спортивной версии Helica-2Е без дверей, напоминавшим глубокое корыто, два сиденья располагались друг за другом — тандемом. Спереди помещался довоенный мотор V2 в 20 сил. Передние неуправляемые колеса крепились к кузову посредством четвертьэллиптических рессор. Неразрезная задняя ось без подвески поворачивалась целиком вокруг вертикальной оси при помощи двух тросиков, намотанных на шкив рулевой колонки. Барабанные тормоза стояли только на задних колесах и приводились ножной педалью.

Автомобили с пропеллером

Более удобные закрытые машины Helica-2Н с двухлопастными винтами в защитных кольцах и двумя фарами снабжались основанием кузовов от открытой версии, которые сверху накрывали легкими колпаками с лобовым и боковыми окошками и двумя дверцами — передней и задней. На них устанавливали двух- и трехцилиндровые моторы Anzani мощностью до 30 л.с.

Автомобили с пропеллером

В январе 1923-го французский изобретатель Полэн Ратье, экспериментируя с воздушными винтами, построил прототип гоночного аэрокара с сигаровидным корпусом, тормозами на всех колесах и передним воздушным винтом. Для его привода служил авиамотор в 60–70 сил. Масса машины достигала одной тонны, максимальная скорость — 130 км/ч.

Автомобили с пропеллером

К другим известным аэромобилям того времени относилисся аэромобиль инженера Джорджа МакЛоглина из канадской компании McLaughlin, базировавшийся на шасси американского легкового автомобиля Buick.

Автомобили с пропеллером

К середине 1930-х ажиотаж с аэромобилями быстро сошел на нет, и следующая немецкая конструкция с советскими мотором и пропеллером появилась на свет совершенно случайно. Всё началось с макетного образца Schloerwagen вагонной компоновки работы профессора Карла Шлёра. Война забросила его в Ригу, где Шлёр увидел аэросани НКЛ-16 с пятицилиндровым звездообразным мотором и задним толкающим винтом, которые зачем-то сняли, перевезли в Германию и установили на машину Schloerwagen. Следы этой несуразной конструкции утеряны.

Автомобили с пропеллером

Что с аэромобилями сейчас?

Словацкая компания Klein Vision, разработавшая летающий автомобиль AirCar, официально получила разрешение на полёты от национального транспортного управления. Чтобы получить такой серьёзный документ, аэромобилю пришлось пройти более 70 часов испытаний по стандартам Европейского агентства авиационной безопасности.

Автомобили с пропеллером

Стоит напомнить, что модель совершила свой первый полёт ещё в 2020 году, а в первый междугородний рейс отправился в июне прошлого года. Тогда AirCar преодолел расстояние почти в 70 километров всего за 35 минут. С тех пор производитель планомерно движется к серийному производству своего аэромобиля.

«Полученный нами сертификат, открывает двери для массового производства очень эффективных летающих автомобилей. Это официальное и окончательное подтверждение нашей способности навсегда изменить поездки на средние расстояния», — подчеркнул глава компании, изобретатель и руководитель группы разработчиков Стефан Кляйн.

Получается, что на данный момент словацкая марка стала единственной в мире, которая настолько близка к реальному производству летающего автомобиля.

Автомобили с пропеллером

При этом разработчики планируют, что дальность полёта серийной версии AirCar будет составлять не менее 1000 километров. Сейчас новинка оснащается 1,6-литровым четырёхцилиндровым двигателем BMW мощностью 140 лошадиных сил. Однако компания уже заявила о намерении перейти на другие силовые агрегаты фирмы ADEPT Airmotive. Соответственно, аэромобилю немного модернизируют шасси и улучшат некоторые технические характеристики. Для взлёта и посадки модели необходима взлётно-посадочная полоса — для полётов AirCar получил единственный толкающий винт, расположенный между кузовом и хвостовым оперением.

Делись интересным с друзьями ↴
Поставь свою оценку ↴ 😉
[Оценок: 1 Средняя: 5]